I. Сколько пересечений у $y=f\left(x\right)$ с $y=m$ или $y=kx$
Постройте график функции . Определите, при каких значениях k прямая y = kx имеет с графиком ровно одну общую точку.
Задача 1: Дан график функции $y=\frac{x-5}{x^2-25}$ . При каком $m$ этот график не пересекается с графиком $y=m$ . При каком $k> 0$ это график пересекается с графиком $y=kx$ ровно один раз.
- $m$ какое то число. Поэтому, график функции $y=m$ горизонтальная линия, проходящая в точке $(0;m)$, на ординате $m$.
- Какая горизонтальная прямая пересекается с нашим графиком ровно один раз? Посмотрим график функции $y=\frac{x-5}{x^2-25}$.
- Визуально видно, что горизонтальная прямая $y=m$, не пересекающая наш график, должен "протиснуться" в выколотой точке $(5;0,1)$ или ...
- $m=0$ тоже ни разу не персекает, т.к. она горизонтальная асимптота! Внимание: для всех остальных $y=m$ хотя бы раз пересекает.
- Понятно, что в выколотой точке $(5;0,1)$ проходит если только $m=0,1$. ответ: $m=0$ или $m=0,1$.
- Прямые $y=kx$ "крутятся" вокруг начала координат $(0;0)$. Если $k> 0$ то, эти прямые находятся в I-ой III-ей четвертях.
- Какой из них только раз пересекается с графиком $y=\frac{x-5}{x^2-25}$ ? Тут две гиперболы. Прямая должна пройти в выколотой точке.
- Прямая $y=kx$, проходящая в точке $(5;0,1)$ должен иметь такое $k$, чтобы $0,1=k\cdot5$ $\Rightarrow$ ответ: $k=0,02$
Прямая имеет с графиком ровно одну общую точку либо тогда, когда проходит через вершину параболы, либо тогда, когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых — выколотая.
Прямая линия $y=kx$ - вращается вокруг начало координат $(0;0)$. $k$ коэффициент наклона
Прямая линия $y=m$ - движется горизонтально, параллельно абсциссе, на уровне "ордината $= m$."
- Когда, при каком значении параметра, прямая проходит точку $(-5;-3)$ ?
- вращающаяся $y=kx$: проходит $(-5;-3)$ ? $\Rightarrow$ $-3=k \cdot (-5)$ .
- горизонтальная $y=m$: проходит $(-5;-3)$ ? $\Rightarrow$ $-3=m$
- При каких значения параметра прямая пересекает график функции $y=f\left(x\right)$ два раза?
- $y=kx$ вращаем вокруг $(0;0)$ . Ищем ситуации "пересекает 2 раза". С учетом "дыр, выколотых точек".
- $y=m$ двигаем горизонтально и ищем "пересекает 2 раза". Уточняем значения параметров в нужных ситуациях.
Вопросы одинакового смысла - эквивалентные утверждения:
- При каком значении параметра $k$ графики $y=\frac{9-x^2}{2x-5}$ и $y=kx$ имеют две общие точки?
- При каком значении параметра $k$ прямая $y=kx$ пересекает график $y=\frac{9-x^2}{2x-5}$ два раза?
- При каком значении параметра $k$ уравнение $\frac{9-x^2}{2x-5}=kx$ имеет два различных решения?
- Одно и то же: "Нет общих точек" = "Нет пересечений графиков" = "Нет решений уравнения"
Алгоритм: Квадратичная функция $y=ax^2+bx+c$. Ее график - Парабола.
- 1-ая точка графика: Вершина параболы находится при $x=-\frac{b}{2a}$. Там $min/ max$ ! Координаты вершины $\left(-\frac{b}{2a};\frac{4ac-b^2}{4a}\right)$.
- Ось симметрии параболы - вертикальная линия через Вершину . Еще точка $(0;c)$ даст пересечение с осью $Y$.
- Вычислим функцию еще в двух-четырех точках, на одинаковом расстоянии от вершины $x=-\frac{b}{2a}\pm3$ или $x=-\frac{b}{2a}\pm4$ .
II. Кусочные функции, .... параметры
Функция на 3-х интервалах: $y=x-0,5$ при $x<-2$ $y=-2x-6,5$ при $-2\le x\le-1$ $y=x-3,5$ при $x>-1$
- Особые точки сломов-склеиваний кусков функции:. $x=-2$ $x=-1$
- Строим график $y=x-0,5$. Оставляем ее часть на интервале $(-\infty;-2)$. остальное стираем за ненадобностью.
- Строим $y=-2x-6,5$ и оставляем из интервала $-2\le x\le-1$. Прямую $y=x-3,5$ оставляем лишь на $x>-1$.
- Склеиваем три куска , каждое на своем интервале. Получим график Кусочной функции.
- Двигаем горизонтальные $y=m$: Смотрим разные $m=-7$, $m=-4,5$, $m=-3$, $m=-2,5$, $m=-1$, $m=2$, $m=5$.
- При конктретном $m=?$ главный вопрос: сколько пересечений с графиком, сколько общих точек?
- 2-ая функция: склеивание в точке $(-2;-3)$. Слева кусок прямой, справо кусок - часть параболы.
- Парабола имеет вершину в точке $(-1;-2)$. Формула вершины параболы: $x=-\frac{b}{2a}$
- 3-ая функция: слева гипербола и справа парабола склеиваются в "сломе" $(-1;5)$
- Два пересечения с $y=c$, два корня получаются лишь при прохождении "слома", т.е. $c=5$.
- 4-ая функция: имеет "сломы" при $\left|x\right|=1$. Т.е. при $x=-1$ и $x=1$
- На интервале $-1<x<1$ оставляем кусок параболы. Вне слева и справа куски гиперболы.
- При этом для $x=1$ надо брать значение от гиперболы, из-за условий функций. Поэтому, там разрыв!
- 4-ая функция: Из-за ОДЗ радикала выпадает интервал $(0;2)$. В нем функция не существует!
- Поэтому, часть гиперболы на интервале $(0;2)$ должно быть вычеркнуто. Там нет функции.
- Когда вращающаяся $y=kx$: пересекает один раз полученный график?
- Как раз там, где он пересекал бы вычеркнутый кусок гиперболы!:
- Надо понять где этом момент начинается: - при каком $k$ прямая $y=kx$ проходит точку $(2;0,5)?$
III. Графики функций с модулями, .... параметры
Модуль $\left|A\right|=A$ выражения $A>0$ равен $\left|A\right|=A$ если $A\ge0$ ; $\left|A\right|=-A$ если $A<0$
- Т.е. модуль где-то равен "+" подмодульному , а в других местах "-" подмодульному
- В зависимости от знака подмодульного выражения . Поэтому важно узнать при каких $x=?$ подмодульное обнуляется
- Составить уравнение подмодульное = 0 ,решить его и получить интервалы для раскрытия модуля.
Как и на каких интервалах раскрывать модули для функции с модулями? По критическим точкам!
- Функция с модулями на одних интервалах равна одной функции, на других - другой. В зависмости где как раскрывается модуль.
- Для верного раскрытия модулей надо установить все критические точки функции (КТ):
- Для каждого модуля составляем уравнение подмодульное = 0 и его решения дадут КТ.
- Для каждой дроби составляем уравнение знаменатель = 0 и его решения будут КТ.
- Для каждого квадратного радикала составляем уравнение подрадикальное = 0 и его решения дадут КТ.
- Расположим все полученные критические точки в порядке возрастания. Получим разбиение числовой оси на интервалы.
- На каждом интервале путем вычисления пробной точки выясняем знак подмодульного и с этим знаком раскрываем модуль!
- Как построить график 2-ой функции: с модулем $y=x^2-\left|8x+3\right|$ ?
- Слом там, где подмодульное выражение обнуляется: $8x+3=0$ $\Rightarrow$ точка слома $x=-\frac{3}{8}$.
- Левее от $x=-\frac{3}{8}$ модуль раскрывается со знаком "-" , а правее от нее модуль = () со знаком "+"
- Функция с модулем превращается в кусочную из двух склеивающихся парабол.
- Важные, особые точки: слом и вершины парабол, $x=-\frac{3}{8}$, $x=-4$, $x=-4$. Вычислим значения функции в них!
- 3-ая функция: имеет критическую точку $x=3$. Левее от нее модуль раскрывается с знаком "-", т.е. $\left|x-3\right|=-(x-3)$
- Для 1-ой функции еще проще: модуль левее слома $x=0$ равен $-(x)$, а правее $+(x)$
- Для 4-ой функции: составляем критические уравнения: $\frac{x}{3,5}-\frac{3,5}{x}=0$ и $x=0$. Получим точки $-3,5<0<3,5$
- На интервалах $(-\infty;-3,5)$ и $(0;3,5)$ подмодульное отрицательно, поэтому модуль раскрывается как "-". Гипербола!
- На интервалах $(-3,5;0)$ и $(3,5;+\infty)$ подмодульное положительно, раскрытие "+". Итоговая функция - линейная.
- Строим графики: гиперболу $\frac{3,5}{x}$ и прямую $\frac{x}{3,5}$. Но оставляем куски лишь "своих интервалов".
- Важно: четко вычислить координаты всех особых точек! "слома", "склеивания", "переходов", "обнуления под ..."
IV. Графики с выколотыми точками, сокращения, ОДЗ. .... параметры
Как построить график дробной функции с сокращением, "выколотыми точками"
- Для 1-ой функции: $y=\frac{x^4-13x^2+36}{\left(x-3\right)\left(x+2\right)}$ проведем "процедуру безопасного сокращения":
- Самое главное, ОДЗ: $x-3\ne0$, $x+2\ne0$. В функции, в уравнениях точки $x=3$, $x=-2$ под запретом!
- Для сокращений используем формулы разложения: Виета $ax^2+bx+c=a\left(x-x_1\right)\left(x-x_2\right)$ сокращенное умножение $a^2-b^2=\left(a-b\right)\left(a+b\right)$
- Биквадратное $x^4-13x^2+36=t^2-13t+36=(t-9)(t-4)=(x^2-9)(x^2-4)=(x-3)(x+3)(x-2)(x+2)$.
- Теперь, видим в числителе и знаменателе одинаковые $(x-3)$ и $(x+2)$ , можем сократить . Помним ОДЗ!
- Наша функция стала новой $y=(x+3)(x-2)$, но без учета выколотых точек $x\ne3$, $x\ne-2$ из-за ОДЗ.
- Факт: Функции и $y=\frac{x^4-13x^2+36}{\left(x-3\right)\left(x+2\right)}$ , $y=(x+3)(x-2)$ и их графики совпадают всюду, кроме двух точек $x=3$, $x=-2$.
- При пересечении графика с прямыми типа $y=m$ или $y=kx$ учытиваем прохождение через выколотые точки!
- 2-ая функция: совпадает с простой $y=x-3$ всюду кроме ... вычислим $x-3$ в них ... получим выколотые $(-3;-6)$ и $(9;6)$.
- Вращающаяся $y=kx$ ни разу не пересекает график либо проскакивая через выколотые, либо когда параллельно! При каком $k$?
- 3-ая функция: после сокращения превращается в параболу $-x^2-2$ за исключением точек $0$ и $1$. Вычилислим в них!
- 4-ая функция: равна гиперболе с выколотыми! При каком $k$ прямая $y=kx$ пройдет через выколотое?
V. Прочие функции, задачи
Задача 2: Найдите $c$ и постройте график функции $y=x^2+c$ , если известно, что прямая $y=4x$ имеет с графиком ровно одну общую точку.
- Графики имеют одну общую точку $\Leftrightarrow$ уравнение $x^2+c=4x$ имеет одно решение $\Leftrightarrow$ дискриминант = 0 ?
Задача 3: Найдите наименьшее значение выражения $\left(5x-4y+3\right)^2+\left(3x-y-1\right)^2$ и значения $x$ и $y$, при которых оно достигается.
- Сложение квадратов? наименьшее значение тогда, когда оба обнуляются! Решаем систему $5x-4y+3=0$ и $3x-y-1=0$.
Задача 4: При каких значениях p вершины парабол $y=x^2+4px-1$ и $y=-x^2+6px-p$ расположены по разные стороны от оси $x$?
- Вершина первой по формуле $x=-\frac{b}{2a}$ $x=-\frac{4p}{2}=-2p$. Значение в нем $y=(-2p)^2+4p(-2p)-1=-4p^2-1$
- Вершина второй параболы $x=-\frac{-6p}{-2}=3p$ , значение $y=-(3p)^2+6p(3p)-p=9p^2-p$
- Вершины будут по разные стороны от оси $x$ $\Leftrightarrow$ эти значения разного знака $\Leftrightarrow$ $(-4p^2-1)(9p^2-p)>0$
- Решим неравенство. Учтем $-4p^2-1$ всегда отрицательно. Уберем. Получим $9p^2-p<0$ $\Rightarrow$ $9p\left(p-\frac{1}{9}\right)>0$
Задача 5: Первая прямая проходит через точки $(0; 4,5)$ и $(3; 6)$. Вторая прямая проходит через точки $(1; 2)$ и $(-4; 7)$. Найдите координаты общей точки этих двух прямых.
- 1-ая прямая, проходящая через точки $(0; 4,5)$ и $(3; 6)$ имеет уравнение $\frac{y-4,5}{6-4,5}=\frac{x-0}{3-0}$
- 2-ая прямая проходит через точки $(1; 2)$ и $(-4; 7)$, ее уравнение $\frac{y-2}{7-2}=\frac{x-1}{-4-1}$
- Упростим оба: $2y-9=x$ $y-2=1-x$ . Чтоб найти общую точку, надо решить систему из двух неизвестных.
Если прямая проходит через две точки с координатами $(x_1;y_1)$ и $(x_2;y_2)$
то уравнение прямой составляется так: $\frac{y-y_1}{y_2-y_1}=\frac{x-x_1}{x_2-x_1}$
Задача 6: Прямая $y = 2x + b$ касается окружности $x^2+y^2=5$ в точке с положительной абсциссой. Определите координаты точки касания.
- В точка касания $(x;y)$ должна удовлетворять оба равенства, т.е. систему $y = 2x + b$ и $x^2+y^2=5$. При этом $x>0$
- Подставим первое во второе: $x^2+(2x+b)^2=5$. Полученное уравнение должно иметь единственное решение.
- Квадратное уравнение имеет единственное решение, если только дискриминант равен нулю!
- $5x^2+4xb+b^2-5=0$ его дискриминант $16b^2-4\cdot5\cdot\left(b^2-5\right)=0$ $\Rightarrow$ $-4b^2+100=0$ $\Rightarrow$ $b=5$ и $b=-5$
- При $b=5$ найдем $x$ из $5x^2+4xb+b^2-5=0$: $5x^2+20x+20=0$ $\Rightarrow$ $x=-2$. нет $x>0$ !
- При $b=-5$ найдем $x$ из $5x^2+4xb+b^2-5=0$: $5x^2-20x+20=0$ $\Rightarrow$ $x=2$. есть $x>0$ !
- Условию с положительной абсциссой $x>0$ удовлетворяет пара $b=-5$ и $x=2$. Тогда $y=2x + b=4-5$. Касание $(2;-1)$
VI. Сведения о графиках функций, свойства, построения
Прямоугольная система координат: положение точки определяется двумя её координатами - абcциссой и ординатой . (А) Система координат: Абсцисса - ось $x$. Ордината - ось $y$. (В) Точка $(2;-3)$: пересечение линий: горизонтальная линия $y = -3$ ; (С) вертикальная линия $x = 2$ (Д) Точка с координатами $(x;y)$ например, $(2;-3)$ : наносим точку, справа на 2 единицы, вниз на 3 единицы.
Алгоритм: детальное построение графика заданной функции: (А) вычислить значения функции: различные $x$ - числа подставить в выражение функции и найти свои $y$ - значения. (В) составить таблицу: список точек ($x$; $y$ ), пары соответствующих $x$ - чисел и его $y$ - значений абсциссы и ординаты. (С) нанести эти точки из списка на координатную плоскость в соответствии с координатами точек. (Д) построить график: линию, проходящую через все нанесенные точки. Аккуратно, красиво! (Е) при необходимости, дополнить список новыми точками: подобрать $x$ - числа для коррекции, уточнения графика.
Функция $y=f\left(x\right)$ - это правило, по которому $x$ - аргументам соответствуют у - значения. (А) переменная $x$ называется аргументом функции. (В) $y$ переменная - значение функции при определенном аргументе. (С) $f\left(x\right)$ - Правило, или закон функции - по которому вычисляются значения функции.
Линейная функция и ее график
Линейной функцией называется функция вида $y=kx+b$ , где коэффициенты $k$ и $b$ - заданные числа. Графиком линейной функции является прямая линия. Т.к прямая определяется двумя её точками, то для построения графика функции достаточно построить две точки этого графика.
Пример 1: Построить график функции $y=-2x+7$
- правило функции $f\left(x\right)=-2x+7$. Вычислим несколько значений для различных $x$ - аргументов:
- $f\left(0\right)=7$ $f\left(1\right)=-2+7=5$ $f\left(2\right)=-4+7=3$ $f\left(6\right)=-12+7=-5$ Таблица значений: $(0;7)$ $(1;5)$ $(2;3)$ $(6;-5)$ $(5;-3)$ $(-3;13)$ $(-1;5)$
- Получили список точек, их координат. Таблица значений. Отметим точки на координатной плоскости. Проведем график.
Пример 2: Построить график функции $y=5x+10$
- правило функции $f\left(x\right)=5x+10$. $f\left(-2\right)=0$ $f\left(-1,5\right)=-7,5+10=2,5$ $f\left(0\right)=10$ $f\left(1\right)=5+10=15$
- Таблица значений: $(-2;0)$ $(-1,5;2,5)$ $(-1;5)$ $(0;10)$ $(1;15)$ . Проведем график.
Cвойства графика функции $y=kx + b$
- При $b=0$ линейная функция имеет вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат.
- вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат: $x=0$ ; $y=0$
- При $b=0$ линейная функция имеет вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат: $x=0$ ; $y=0$
- при $k > 0$ функция $y=kx$ возрастает на всей числовой оси. (наклон прямой вправо)
- при $k < 0$ функция $y=kx$ убывает на всей числовой оси. (наклон прямой влево)
- График функции $y=kx+b$ получается сдвигом графика функции $y=kx$ на $b$ единиц вдоль оси ординат.
- Графиками функций $y=kx+b$ и $y=kx$ являются параллельные прямые.
- Замечание: для построения графика удобно находить точки пересечения с осями координат.
- Наклон графика определяется $k$ - коэффициентом функции $y=kx+a$ при $x$. чем меньше $k$ - коэффициент, тем "горизонтальнее".
- Параллельность: линейные функции $y=kx+a$ и $y=kx+b$ имеют одинаковые $k$ - коэффициент наклона, то их графики - прямые параллельны.
- Перпендикулярность: графики прямых $y=kx+a$ и $y=-\frac{1}{k}x+b$ взаимоперпендикулярны, произведение коэффициентов наклона равен $-1$.
Графическое решение уравнений
Пример 3: Решить уравнение $-2x+7=0,5x-5,5$ графическим способом.
- Построим прямые $y=-2x+7$ и $y=0,5x-5,5$. По чертежу найдем точку пересечения графиков
- $\left(5;-3\right)$. абсцисса этой точки является корнем данного уравнения,
- потому что, именно для этого $x$ значения
- графиков, а значит и функций, значения левой и правой частей выравниваются. ответ: $x=5$.
Пример 4: Решить систему уравнений { $2x+y=3$; $y-5x=10$ }
- Преобразуем первое уравнение системы к виду $y=3-2x$, второе уравнение системы к виду $y=5x+10$
- по чертежу найдем точку пересечения графиков: $\left(-1;5\right)$. Координаты этой точки и являются решением системы.
- При таких $x$ и $y$ оба уравнения системы выравниваются, значит такое решение удовлетворяет уравнение.
- ответ: $x=-1$ ; $y=5$
Пример 5: Найти $b$, если известно, что график $y=\frac{7}{9}x+b$ проходит через точку $\left(-9;-3\right)$
- Какое число $b=?$, если при аргументе $x=-9$ функция имеет значение $y=-3$ ? Запишем это в виде условия.
- Координаты заданной точки $x=-9$ , $y=-3$. Подставим в уравнение функции эти значения:
- $-3=\frac{7}{9}\left(-9\right)+b$ получим $-3+7=b$ $\Rightarrow$ $b=4$ ответ: $b=4$ , линейная функция $y=\frac{7}{9}x+4$.
Линейная функция и ее график. Правила.
Линейное уравнение имеет вид $ax + by + c = 0$ . Линейная функция имеет вид $y=kx+m$
- Например: $5x–4y+6=0$ . Выразим $y$: $4y=5x+6$ разделим на $4$ : $y=\frac{5x+6}{4}$ $\Rightarrow$ $y=1,25x+1,5$ .
- Полученное уравнение, равносильно первому, имеет вид $y=kx+m$ , где: $k$ и $m$ — коэффициенты (параметры).
- $x$ — независимая переменная - аргумент функции; $y$ — зависимая переменная - значение функции;
График Дробной функции
Вертикальная асимптота: $x=5$, проходит в полюсе, точке разрыва функции. Точка обнуления знаменателя. Параллельно $OY$.
Горизонтальная асисмптота: $y=2$, линия, на которую "ложится" график при значениях $x$ около $+-\infty$. Параллельно $OX$.
Гипербола - график простой дроби, две асимптоты делят на 4 четверти, ветви гиперболы "зажаты - прижаты" к асимптотическим линиям .
Пример 6: Построить график функции $y=\frac{x-5}{x^2-25}$
- Если выражение функции упрощается, то следует это сделать. Ибо получится функция проще, легче вычисляемая и рисуемая.
- Тождественное преобразование, сокращение $\frac{x-5}{x^2-25}=\frac{x-5}{(x+5)(x-5)}=\frac{1}{x+5}$. Так, что график $y=\frac{1}{x+5}$ ?
- Не спеши! Мы сократили на $x-5$ , которое незаконно для $x=5$. Нарушается О.Д.З - в исходной функции нет места $x=5$.
- Значит: можем строить гиперболу $y=\frac{1}{x+5}$ взамен нашей $y=\frac{x-5}{x^2-25}$, но "без точки $x=5$".
- Точка $x=5$ разрывает "гладкий" график гиперболы. Она называется выколотая точка с координатами $\left(5;0,1\right)$".
Важно уметь исследовать функцию - график около точек разрыва. + / - поблизости. Куда тянется?
- Исследуем около $x=-5$. Возьмем "близкие" точки $-5,01$ и $-4,99$. Вычислим приближенные значения.
- Чуть левее ... $f\left(-5,01\right)=\frac{-5,01-5}{(-5,01)^2-5^2}\approx -100$. Чуть правее ... $f\left(-4,99\right)=\frac{-4,99-5}{(-4,99)^2-5^2}\approx 100$.
- Прямая $x=-5$ - вертикальная асимптота. Ветвь слева прижимается "вниз", к $-\infty$ . А справа поднимается вверх к $+\infty$.
- Около $x=5$. Чуть левее $f\left(4,99\right)=\frac{4,99-5}{4,99^2-5^2}\approx0,101$. $f\left(5,01\right)=\frac{5,01-5}{5,01^2-5^2}\approx0,099$.
- Значит, $x=5$ точка разрыва, на графике выколотая точка $\left(5;0,1\right)$. Т.к. в ней $y=\frac{1}{5+5}=0,1$.
- "О нулях": при $x=0$ $y=0,2$ . Но функция нигде не обнуляется, $y\ne0$. Прямая $y=0$ - горизонтальная асимптота.
Пример 7: Построить график функции $y=\frac{x^2-16}{x+4}$
- О.Д.З функции $x\ne-4$. Оговорив это, со спокойной совестью сократим $y=\frac{x^2-16}{x+4}=x-4$.
- График нащей функции - прямая линия $y=x-4$ с выколотой точкой $\left(-4;-8\right)$ при $x=-4$.
- "Близко чуть левее": $x=-4,01$ значение $f\left(-4,01\right)=\frac{(-4,01)^2-16}{-4,01+4}=-8,01$. Ближе? ... Предел $\approx-8$.
- "О нулях". при $x=0$ $y=-4$ . Обнуление функции $y=0$ при $x=4$ - пересечение с $x$ - осью.
График Дробно - Рациональной Функции.
- Определение: дробно-рациональной порядка $\left(n;m\right)$ называется функция вида $y=\frac{a\cdot x^n+5x^3-x+c}{b\cdot x^m-4x^2-7x+d}$
- Числитель - многочлен степени $n$ , знаменатель - многочлен степени $m$ . Общий вид: $y=\frac{P\left(x\right)}{Q\left(x\right)}$
- Нули функции - корни числителя $P\left(x\right)=0$ , Асимптоты (полюсы) - корни знаменателя $Q\left(x\right)=0$.
Система уравнений
Пример 8: Найти общие точки графиков $\left(x-3\right)^2+\left(2-y\right)^2=50$ и $y=3-2x$
- "Общие точки" означает: пересечение графиков, значит выполнение обеих равенств.
- Значит, надо решить систему уравнений: найти все такие пары $(x;y)$ , которые выравнивают оба равенства системы.
- Стандартный метод: (I). Из какого-либо уравнения выразить одно неизвестное через другое. (II). Подставить во второе уравнение. (III). Решить уравнение от 1 неизвестного. (IV). Для каждого полученного значения найти его пару .
- $y=3-2x$ подставим в первое уравнение $\left(x-3\right)^2+\left(2-\left(3-2x\right)\right)^2=50$ и решим.
- $\left(x-3\right)^2+\left(2x-1\right)^2=50$ $\Rightarrow$ $x^2-6x+9+4x^2-4x+1=50$ $\Rightarrow$ $5x^2-10x-40=0$
- $x^2-6x+9+4x^2-4x+1=50$
- $x^2-2x-8=0$ квадратное уравнение, корни $x_1=-2$ $x_2=4$
- $x_1=-2$ соответствует значение $y_1=3-2(-2)=7$. $x_2=4$ соответствует значение $y_2=3-2(4)=-1$
- Ответ: Точки пересечений графиков $(-2;7)$ $(4;-1)$. Меньшая абсцисса $x=-2$.
IX. Задания, Задачи, Упражнения, Примеры: