Типичный подход - натаскивание
Как обычно происходит стандартная подготовка обучающегося к ЕГЭ по математике под руководством учителя или репетитора? Практически на 90% это происходит у всех по одинаковой схеме. Берут задачи из различных известных сайтов, берут варианты ЕГЭ по предмету. Далее, на занятии учитель объясняет, какой тип задачи он решает, и решает у доски 3-5 задач по этой теме. И задает на дом задачи, аналогичные предыдущим, решение, которых им уже известно.
Подход такой: ученики, решив все предложенные варианты, смогут запомнить решение всех задач или части из них, и смогут повторить все эти учебные действия на ЕГЭ.
Конечно же, ни о какой фундаментальности подготовки в этом случае речи и быть не может. Происходит механическое зазубривание, например, задачи такого типа решаются, следующим образом, запоминается в лучшем случае алгоритм решения. Практически через некоторое время, чаще всего, через месяц, ученики забывают услышанное и выполненные действия. Они очень смутно помнят, по какому алгоритму они решали те или иные задачи. Если повезет, они что-то вспомнят, если нет – ничего не смогут повторить, потому, что сама подготовка была соответствующая: решай задачи по этой схеме, ты сейчас это видишь, ты сможешь это повторить. На уроке ты это понял, и ты должен получить правильный ответ. Учитель оценивает так: «Вот ты решил пять заданий из числа пробных, размещенных на сайте, поэтому ты – молодец!».
Чтобы таким образом научить математике школьника, необходимо решить 600 типов разных задач, то есть, перебрать за все время подготовки. Вот и стараются на своих занятиях разобрать как можно больше задач. А дальше все определяется тем, как повезет ученику, насколько хороша его память.
Конечно, очень тяжело зазубрить такое количество решений, а затем вспоминать эти ситуации, детали, различия. Получается так, что даже способные ученики не могут набрать максимальное количество баллов, они теряют около 10 баллов, если просто задача была сформулирована немного иначе. При такой подготовке, как правило, у учащихся в процессе подготовки развивается стресс. В итоге у них появляется отторжение от математики. У них начинает развиваться страх, что могут забыть способ решения того или иного типа задач. С одной стороны, может быть это и неплохо. Из-за этой боязни они начинают лучше запоминать. Повторяют многократно и приходят на экзамен с большим объемом зазубренной информации. Выплескивают ее, при этом получают меньше баллов, чем они могли бы получить. Сдав экзамен и поступив в университет, практически, как показывают контрольные замеры, они очень плохо помнят то, чему их учили совсем недавно. Мы наблюдаем в университетах, что первокурсники, после сдачи ЕГЭ, практически забывают всю полученную информацию при подготовке.
Но в этом заключается проблема! Проблема в самой технологии подготовки. Большинство учащихся и их родителей считают, что от ЕГЭ надо получить как можно больше баллов, не важно, какой ценой. Но ведь, это не так. Выпускникам предстоит еще учеба в университете. Конечно, баллы нужны, желательно как можно больше, но ведь учеба на этом не завершается.
Представьте теперь, что если к процессу подготовки добавить еще какой-то элемент образования, понимания, это было бы гораздо лучше!
Трудности подготовки
Итак, какие существуют трудности подготовки? Во-первых, нужно запомнить огромное количество формул, точнее, все формулы школьной математики. Необходимо знать теоремы, законы. При таком подходе к подготовке, описанном выше, и используемом большинством педагогов, обучающих тысячи учащихся, ученик не имеет возможности знать и понимать сами теоремы, законы, потому, что на их изучение не остается времени.
Они как бы изучаются, повторяются при решении задач, но ученики, после завершения курса подготовки у учителей и репетиторов, плохо знают теоретический материал. Иногда, они правильно применяют те или формулы при решении задач, но знание самих формул оставляет желать лучшего. Поэтому, что запомнить огромное количество формул и, в каких задачах, как они применяются, это тяжелее, чем выучить формулы, а потом решать на их основе задачи.
Ученики сталкиваются с проблемой запоминания огромного количества информации: формул, алгоритмов, процедур. В одном типе задач они применяются так, в других – иначе, и как запомнить, все эти случаи? На это уходит много энергии. Механическое запоминание всех указанных элементов очень тяжелый процесс.
Во-вторых, ученикам необходимо учитывать различные детали, особенности тех или иных алгоритмов, отдельные нюансы, которые тоже надо запоминать. Таким образом, все упирается в объем информации, необходимой для запоминания.
Кроме того, если у ученика есть пробелы в знаниях или он медленно решает обычные стандартные задачи типа линейного и квадратного уравнения. Более того, в определенных случаях, нет необходимости в их решении, достаточно уметь анализировать эти уравнения, чтобы определить особенности решения. Во многих случаях требуется навык производить вычисления быстро. Большинство учеников не владеют соответствующими умениями. В результате, время на экзамене теряется на выполнение этих простых операций. В зависимости от быстроты выполнения таких операций, можно потерять или приобрести на ЕГЭ от 5 до 10 баллов.
К трудностям можно отнести также, не только незнание формул, но и неумение трактовать их. Например, в физике, надо уметь читать формулу, знать смысл и названия входящих в нее величин. Если ученик тратит на эти процедуры несколько минут, то это отражается на эффективности экзамена. А представьте, таких формул при выполнении варианта ЕГЭ около 40.
А между тем, ученик должен под конкретную ситуацию находить сразу нужную формулу. На самом деле, это не такая уж невыполнимая задача, необходима лишь небольшая тренировка.
Как преодолеть?
Решение названных проблем, на наш взгляд, лежит в плоскости повышения качества подготовки, выработке другого подхода. Что мы понимаем под этим? А именно, нужно организовать процесс подготовки к ЕГЭ таким образом, чтобы в нем присутствовали обе составляющие: реально обучать, и, параллельно, решать задачи в форме ЕГЭ. Конечно же, решать как можно больше вариантов.
Количество задач, которые необходимо решать при такой подготовке, должно быть больше, но, соответственно, и объем получаемых знаний, будет значительно больше. Вместе с тем растет и понимание, понимание через рассуждения, умение определять формулы и законы.
Если при первом подходе, обозначенном выше, мы назовем его «прорешивание вариантов», требуется решить условно 1000-1500 вариантов за все время подготовки, то при реальном обучении, то есть при втором подходе, нужно проработать еще больше, 2000 и выше.
А как этого добиться? Мы добивается указанного результата за то же время, которое тратится на обычный курс. Затраты остаются на том же уровне, но производительность повышается благодаря используемой нами технологии – технологии виртуального искусственного интеллекта.
Мы готовим к ЕГЭ по математике на платформе Mathematicos. Система искусственного интеллекта (ИИ), наряду с реальным учителем, сопровождает обучение ученика, находясь ежесекундно рядом с ним. ИИ осуществляет непрерывное онлайн сопровождение обучающегося. Это позволяет совершить качественный скачок в подготовке к экзамену. А именно, мы можем внедрить элементы реального образования.